ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ
- теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин "П." впервые употребил Ф. Шлейермахер в "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799). К П. относятся учения Ф.Якоби, А. Олкотта, Ш. Ренувье, Л. Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал Шелер в кн. "Формализм в этике и материальная этика ценностей"  (1921); ценность личности является в аксиологической системе Шелера высшей ступенью. "Этический" персонализм Шелера, "критический" персонализм В. Штерна и "теологическая этика"  X. Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в нем. философии. На первом плане здесь - проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека. "Личностный метод" в нем. П. объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальной и воображаемой действительности.

В центре философских интересов амер. персоналистов - религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется здесь проблемам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии.

П. во Франции сформировался в начале 30-х годов XX в. Его основоположник - Мунье, печатный орган - журнал "Esprit", основные представители - Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Лакруа, Г. Мадинье. В кризисные 30-е годы левокатолические сторонники франц. П. выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главной заботе земной цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Мен де Бирана и Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Н. Бердяеву, Н. Лосскому, Маритену, Ясперсу, Марселю. Большое значение в П. придается концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое, соответствующее требованиям современности содержание. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции.

Экстериоризация - это самоосуществление человека вовне; интериоризация - внутренняя сосредоточенность индивида, его духовный мир. И экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные ценности - истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, виделяя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники П. видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид "имеет цель в себе и в то же время во всех", а встреча Ты и Я в Мы создает особый персональный опыт - коммуникацию душ. Обществу как совокупности форм совместной деятельности людей философы-персоналисты противопоставляют личностное сообщество, где происходит объединение людей "по ту сторону слов и систем". Персоналлстская педагогика также активно апеллирует к искусству. В эстетической концепции П. конкретизируется смысл, вкладываемый теоретиками "личностной философии" в такие понятия, как личность, творчество, коммуникация, сообщество, культура. Во франц. П. в значительной степени благодаря влиянию марксизма сильна тенденция к пониманию социальной обусловленности личностного существования. Учение католических философов, группирующихся вокруг журнала "Esprit", в послевоенные годы проделало значительную эволюцию. Концепция Мунье подверглась решительной критике и переработке. Ж.-М. Доменак, бывший директором журнала в 1957-77, стремился к соединению идей П. с идеологией реформизма.

И. С. Вдовина

Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981; A.C. Knudson. The Philosophy of Personalism. Boston, 1949; J. Lestavel. Introduction aux personnalisme. P., 1961; J. Lacroix. Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1966; E. Mounier. Le personnalisme. P., 1971; J. Lacroix. Personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972; E. Mounie. Oeuvres. V. I-IV. P., 1961-62.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕРСОНАЛИЗМ" в других словарях:

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. К П. относятся учения Ф. Якоби, А. Олкотта, Ш. Ренувье, Л. Прата и др. Концепцию этического П. разрабатывал М. Шелер в кн …   Философская энциклопедия

  • ПЕРСОНАЛИЗМ —         направление в философско куль турологич. мысли 20 в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творч. личность. Культуросозидающие возможности личности, с т. з. П., потенциально… …   Энциклопедия культурологии

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — [< лат. persona личность, индивид] филос. направление в современной философии, считающее, что весь мир есть совокупность духовных «личностей», управляемых «высшей божественной личностью». Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. персонализм… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Персонализм — (лат.persona – адам, тұлға) – қазіргі батыстық философиядағы тұлғаны бастапқы шығармашылық реалдылық және жоғары рухани құндылық, ал әлемді жоғары тұлға ретінде Құдайдың шығармашылық белсенділігінің көрінісі деп ойлайтын теистік бағыт. Басқаша… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • персонализм — (в психологии) (от лат. persona личность) направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — (от латинского persona личность), философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности Бога. Сложился в начале 20 в. в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — (от лат. persona личность) философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности Бога. Сформировался в кон. 19 в. в России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и США… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — (лат. persona личность) концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой.… …   Новейший философский словарь

  • ПЕРСОНАЛИЗМ — англ. personalism; нем. Personalismus. Направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности Бога. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • Персонализм — (от латинского persona личность), философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности “верховной личности” Бога. Сложился в начале 20 в. в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Персонализм — Христианская демократия Идеи Персонализм · Популяризм Солидаризм · Субсидиарность …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»